туры и страны
страны & туры

ФранцияФРАНЦИЯ

Франция / на главную страницу

туры в Прованс (Франция)Прованс - Provence

Авиньон - Avignon

Центр французского театрального туризма

Театральный фестиваль в Авиньоне в июле
Во французском Авиньоне ежегодно, уже более пол-века проходит театральный фестиваль - один из двух самых известных в мире. Городок, отмеченный в европейской истории эпизодом под названием "Авиньонское пленение пап", без малого весь июль пленяется театром в разнообразнейших его проявлениях.
 (www.festival-avignon.com)


Папы и Жан Вилар

"Авиньонское пленение пап"
- эпизод совсем уж стародавний, но от него, конечно, удобно плясать, начиная объяснять про Авиньон: отчего история и архитектура так сплелись здесь с театром, как уживается на этом пятачке французского юга сакральное и профанное, элитарное и площадное и проч. В конце концов, все главные спектакли фестиваля играют в Папском дворце, сооруженном именно благодаря "пленению": в начале XIV в. французский монарх Филипп IV заставил Папу Климента V перенести свою резиденцию в Авиньон, город служил папам столицей 70 лет, оставался их владением вплоть до Французской революции и обязан своим архитектурным обликом именно этим обстоятельствам.

Папский дворец, построенный в середине XIV в., считается одним из самых грандиозных замков Европы (общая площадь - 15 000 кв. м). Вот уже полсотни лет это еще и одна из самых престижных театральных площадок. Летом 1947 г. в Парадном дворе Папского дворца солдаты расквартированного в городе инженерного батальона соорудили первый театральный помост: от этих досок и отсчитывает свою историю фестиваль - ноу-хау знаменитого актера и режиссера Жана Вилара, любившего, впрочем, повторять, что "Авиньонский фестиваль - это идея поэта", имея в виду поэта Рене Шара, в том же 1947-м организовавшего здесь выставку современного искусства с участием Пикассо, Матисса, Брака, Миро и Макса Эрнста. Ви-лару он предложил сыграть в Папском дворце "Убийство в соборе" Т.-С. Элиота, признанное французской критикой лучшей постановкой предшествующего сезона. Вилар, не захотевший переносить камерный спектакль на большую площадку, ответил встречной инициативой: поставить в Папском дворце три спектакля и объявить все мероприятие Неделей искусства. Затея оказалась не только амбициозной, но и своевременной: послевоенная Франция нуждалась, очевидно, совсем не в том театре, о котором Вилар писал, что он "перестал быть местом действия и стал прихожей философа". Виларовским идефикс был театр для народа, публики, толпы - в противовес театру, в котором слишком много рефлексии. Место действия Недели искусства - Парадный двор Папского дворца, - конечно, сообщало этому демократическому порыву дополнительный пафос и красоту.

Это вообще была счастливейшая находка Вилара: театр на открытом воздухе, в котором соединятся архитектура, история и современность. Груз истории, правда, несколько тяготил основателя фестиваля, зато нимало не смущал зрителей, привлеченных в Авиньон в том числе и магией места. Еще бы - автор "Истории французской революции" Мишле не жалел эпитетов для Папского дворца: "Содом легатов, Гоморра кардиналов, дворец-чудовище, раскинувший по склонам холма свои порочные башни, место сладострастия и пыток" etc. Гвоздем первых авиньонских сезонов был "Ричард II'' Шекспира, следующим триумфом стал "Сид" Корнеля и, несмотря на описанную театроведами "обнаженную сценическую условность" виларовских постановок, естественный исторический антураж в них был, конечно, кстати.



Авиньон оказался помимо прочего вызовом чванливому Парижу, где зарабатывались театральные авторитеты. Зрителями первой Недели искусства были по большей части местные жители, на следующий год к событию уже присматривалась столичная пресса, а в 1951 г. исполнение роли Сила в Авиньоне в момент прославило молодого Жерара Филипа. Виларовская идея децентрализации актуальна, кстати, во Франции до сих пор и во многом определяет культурную политику: например, большинство звезд современного танца показывают свои премьеры в Париже, но весь год работают в провинции.

• Второе знаменитое детище Жана Вилара - созданный в 1951 г. Национальный народный театр Франции (TNP) - было экспансией в столицу отработанной в Авиньоне театральной модели, а сам Авиньон стал, по сути, фестивалем TNP и пребывал в этом качестве больше 17 лет занимаясь последовательным утверждением все тех же любимых виларовских идей. Вилар придумал летние центры, предлагающие публике недорогое жилье, питание в общественных столовых и коллективные обсуждения спектаклей. Демократичность виларовской театральной республики сочеталась, впрочем, с ее сугубо национальным характером и принципиальной монополией драматического искусства, не нарушавшейся 20 лет. Первые балетные спектакли были допущены в Папский дворец только к концу 60-х, когда Вилар пригласил в Авиньон Мориса Бежара. Танец позволил естественным образом разомкнуть и национальные границы: после Бежара Авиньон увидел Майю Плисецкую, Национальный балет Кубы, "Танцтеатр" Пины Бауш и труппу Мерса Каннингема. На иностранных языках здесь, однако, заговорили гораздо позже. Но зато сразу на русском - в конце 70-х в Папском дворце сыграли "Историю лошади" в постановке Товстоногова.



Два фестиваля

Современный Авиньон
- это престижная основная программа из нескольких десятков спектаклей и безбрежный "офф", уличный театр нон-стоп, обклеивающий своими афишами весь город. Плакатов постановок, включенных в официальную часть, здесь не найти - фестиваль до сих пор соблюдает эту виларовскую заповедь: участие в основной программе - лучшая реклама, билеты скупают заранее, а добровольные участники уличных представлений вольны рекламировать себя как угодно. У офф-программы есть своя дирекция, но деятельность театральных энтузиастов, приезжающих в Авиньон, по большей части стихийна. Они собираются на фестиваль не только из чистой любви к искусству, но и в надежде на внимание продюсеров и журналистов: отзыв в печати, говорят, ценится участниками "офф" необычайно.

Офф-программа ведет отсчет с 1969 г., когда Авиньон оправлялся от политических потрясений предыдущего сезона: левые радикалы, отменившие в б8-м все кино в Каннах, изрядно нашумели и на авиньонских улицах, но фестиваль все же не сорвали. Впрочем, карнавальный "офф" разумно предпочел политике ярмарку, стал одновременно стихийным театральным рынком и туристическим аттракционом: иные посетители летнего Авиньона приезжают сюда не столько ради спектаклей как таковых, сколько ради атмосферы, невозможной в мегаполисах.

Основная программа Авиньона собирает театральный бомонд. Здесь представляют зарубежные постановки и международные проекты, осуществленные в копродукции с фестивалем, а также парижские спектакли, которые выйдут в столице только осенью: Авиьон вообще определяет очертания следующего французского сезона. Правда, всю вторую половину 90-х нынешний авиньонский директор Бернар Фэвр д'Арсье старался зазывать на фестиваль как можно больше иностранцев и даже придумал "национальные сезоны", представлявшие индийский, русский (в 1997 г. в Авиньоне с большим успехом играли спектакли Камы Гйнкаса, Анатолия Васильева и Мастерской Петра Фоменко), а затем восточноазиатский и латиноамериканский театр. Но сейчас в официальной программе по-прежнему доминирует французская продукция.
Олег Зинцов, Ведомости.



регион Прованс
- Авиньон
отели в Провансе